Примерно год назад я стала донором стволовых клеток.
Сейчас я хочу поделиться своей историей, потому что чем больше людей об этом знают, тем больше пациентов с раком крови получают шанс выжить.
Все началось несколько лет назад. Я записалась в потенциальные доноры в базу данных фонда DKMS в Польше. Не знаю, как в других странах, погуглите - такие фонды просто найти. Процедура проще простого: заполнила анкету, оставила контактные данные. Сдала мазок со слизистой ротовой полости - образец своей ДНК.
Чтобы донорские клетки подошли реципиенту, оба должны быть так называемыми "генетическими близнецами", т.е. иметь похожие гены. Удивительно, но, как правило, человек с другого конца земного шара подходит больше, чем ближайший родственник. Как это возможно?.. Природа поразительна в своих проявлениях...
В феврале 2018 мне позвонили из фонда. Нашелся человек, страдающий раком крови, для которого мои гены потенциально бы подошли. В течение последующих месяцев я несколько раз сдавала кровь для проведения уточняющих анализов. Я очень волновалась и боялась - вдруг что-то не так? Вдруг мои гены не подходят? Вдруг пациент...не дождется?.. Но результат был положительным - я подошла!
На протяжении всего процесса сохраняется полная конфиденциальность - реципиент и донор ничего не знают друг о друге. Из-за этого трудно поверить в реальность происходящего, в то, что где-то там есть человек, который страдает, мучается, боится, что есть его семья, и только ты их единственная надежда...
И вот настал назначенный день.
Вообще стволовые клетки берут у донора двумя способами. В 90% случаев их получают из крови. В каждую руку втыкают по иголке, кровь циркулирует, и специальная машина отделяет стволовые клетки. В остальных случаях клетки берут под наркозом из берцовой кости.
На фото видно, что у меня брали из крови :) Процедура простая и довольно скучная: в течение нескольких часов ты просто сидишь в кресле и сжимаешь мячик. У меня за первый день не набралось достаточного количества материала (оно определяется параметрами реципиента; ясно, что 100-килограммовому мужчине нужно больше клеток, чем ребенку). Поэтому мне надо было прийти ещё на другой день на повторную процедуру.
В это же время в своей клинике пациент проходит специальную подготовку: своего рода химиотерапия полностью уничтожает его иммунную систему, чтобы организм мог принять чужие клетки.
Лишь спустя несколько месяцев я получила сообщение от фонда, что моя реципиентка (это оказалась взрослая женщина из другой страны) пошла на поправку. Ещё через время мне сказали, что она смогла вернуться к нормальной жизни.
Я до сих пор не могу думать об этом без слез. Это очень странно - что часть меня теперь живёт в ком-то другом, что благодаря моим генам у кого-то появился буквальный шанс начать вторую жизнь.
Донорство не ощущается героическим поступком. Стать донором стволовых клеток вообще ничего не стоит - смешно даже говорить о каких-то пропущенных рабочих днях (,на которые дают больничный) или уколах, когда на другой чаше весов находится человеческая жизнь.
Наверняка у каждой из нас есть примеры из более или менее близкого круга общения, связанные с раком крови. Донорство стволовых клеток - это лекарство, которое мы носим в себе.
Найди фонд в своей стране. Зарегистрируйся в базе потенциальных доноров. Подари кому-то второй шанс.
Поделись этой информацией - возможно, от этого зависит чья-то жизнь.